Саид Вахиди: талантливый ученый, трагическая судьба

6 июня 2013 г., четверг

Саид Габдулманнанович  Вахиди родился 30 мая 1887 года в деревне Тяжбердино в семье середняка. В метрических записях, сохранившихся в национальных архивах Казани, я нашел следующую информацию. Видимо, отец Саида в качестве бессрочного солдата принял участие во второй турецкой кампании 1877-78 годов. Вернувшиеся с войны живыми пользовались определенными льготами. Важнейшие из них – земельный надел и налоговые льготы. Поэтому, наверное, семья жила в достатке. Саид родился четвертым ребенком в семье, записанное в метрике и провозглашенное муллой имя мальчика Саид Саттар. Начальное образование он получил в родной деревне Тяжбердино. Это были годы, когда джадидизм в преподавании и обучении стали проникать и в сельскую местность. После окончания Тяжбердинской медресе отец отдал Саида в Старо-Рязяпскую медресе (нынче Спасский район). В 18 лет юноша успешно окончил медресе, получил глубокие знания. Увидев способности сына к обучению и стремление к знаниям, отец одобрил его желание учиться дальше.

В 1905 году Саид приезжает в Казань, поступает учиться в знаменитую медресе "Мухаммадия". Для любознательного подростка и его малая родина была достойным изучения источником исторических знаний. Недалеко от деревни Тяжбердино найдены надмогильные плиты болгарского периода, недалеко Старого Рязяпа – останки суварского городища, а заберешься чуть подальше, и уже  таинственный город Болгар… Недалеко на востоке – городища Биляр, Джукатау. А дедушка Габдуллатыйф, который ходит из дома в дом, из деревни в деревню и складывает печи, рассказывает увлекательные истории болгарского периода… Таким образом, чувство любви к родной земле, к истории своего народа формируется в сердце шакирда Саида в естественных условиях, на жизненном основании.

Когда начал учиться в медресе "Мухаммадия", перед Саидом открылись новые возможности для углубления исторических знаний, стремления к науке. Он начинает изучать исторические труды знаменитого Шигабутдина Марджани, знакомится с идеалами мудрого ученого. Мысль о том, что у народа, забывшего свое прошлое, нет будущего, глубоко проникает в разум юноши.

В годы учебы в Казани Саид хорошо освоил русский язык, познакомился с трудами прогрессивных русских писателей, а знакомство с татарской печатью демократического направления расширяет его кругозор, углубляет знания. В 1911 году Саид Вахиди заканчивает медресе "Мухаммадия" и начинает учительствовать. Молодой учитель в 1912 году добивается открытия в Тяжбердино русско-татарской начальной школы. В том же году он принимает участие в открытии школ в Мамадышской стороне, преподает в Сабинском районе, в школе № 3 города Казани, дает уроки по татарскому языку, истории тюрко-татарского и русского народов.

Вместе с преподавательской деятельностью Саид Вахиди продолжает научную работу, археографические исследования. В 1914 году его призывают на войну. В 1917 году, вернувшись с фронта живым и здоровым, с новой силой отдает себя школе, преподаванию, продолжая и археографические работы. В 1918-20 годах работает лектором педагогических курсов по ускоренной подготовке учителей для только что открытых многочисленных школ. Принимает участие в организации таких курсов в Спасском, Лаишевском, Мамадышском кантонах. В школах нашего Алькеевского района до войны и после войны, даже до 60-х годов преподавали учителя, окончившие курсы в Спасске. В 1919-21 годах Саид Вахиди преподает в рабфаке при Казанском государственном университете. В 1930 году, после образования Татарстанского научно-исследовательского экономического института, Вахиди  начинает здесь работать. Во второй половине 30-х годов он руководит отделом в Татарстанском государственном музее, принимает участие в формировании фондов.

В 1928-30 годах Саид Вахиди организует экспедиции и посещает почти все населенные пункты Спасского и Алькеевского районов. Бесчисленные письменные материалы, монографии и выступления Вахиди хранятся во многих архивных фондах, нашли свое место в музеях. Но они не были опубликованы в качестве книги. Видимо, ученый даже не предполагал, что его жизнь оборвется столь неожиданно и трагически.

Судьба Хади Атласи, изучающего историю и литературу татар, Михаила Худякова, Галимзяна Ибрагимова и других поэтов и писателей не обошла стороной и Саида Вахиди. В 1937 году он был арестован, обвинен в "контрреволюционном пантюркизме", в распространении империалистических идей, в фашизме.  Все это было безосновательно, по навету, но культ личности сделал свое дело. Конечно же, Саид Вахиди свою вину не признал. Он был расстрелян 5 января 1938 года.

Мы должны знать о верном сыне своего народа, гордиться нашим земляком. Увековечивание его имени – наш долг.

Немало белых пятен в родословной Саида Вахиди. Неизвестны судьбы его трех сыновей. Сестра Вахиди Миннесарви жила в Тяжбердино. Сегодня известны четыре его внука, один живет в Базарных Матаках. Миннесарви была замужем за родственником моей бабушки. Тем, кто заинтересовался, скажу следующее: информацией о трудах Саида Вахиди владеет кандидат исторических наук Рафик Насыров, который изучает историю нашего края. 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International